Добавить в избранное


Рекомендуем:

Литературная сеть - поэзия, стихи, критика


Анонсы
  • Собачье сердце гл. 8 >>>
  • Сны и тени... >>>
  • Не отходи от меня... >>>
  • Какие-то носятся звуки... >>>
  • Очарованный странник ч. 15 >>>


Новости
Раздел - Лирика конца 19 века. >>>
читать все новости

Аудиокнига поэзии в mp3


Все записи и отзывы


Случайный выбор
  • Раннее творчество М. Горького  >>>
  • SILENTIUM! *   >>>
  • Я встретил вас - и все...  >>>

 
Рекомендуем:


Анонсы
  • Какая грусть! Конец аллеи >>>
  • Собачье сердце гл. 2 >>>
  • Очарованный странник ч. 13 >>>
  • Очарованный странник ч. 5 >>>
  • Очарованный странник ч. 1 >>>






Особенности композиции, система персонажей, проблема финала

Копмозиция

Писатель применяет сложную «рамочную» композицию. Такой композиционный прием позволяет ему «обрамить» одну сюжетную линию — в которой участвуют Мастер, Маргарита, Воланд с его свитой и другие персонажи — другой, в которой излагается трагическая история встречи бродячего философа Иешуа Га-Ноцри и пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата.
«В структуре романа «Мастер и Маргарита» два основных сюжетно-композиционных пласта, различимых по времени и месту действия: Москва конца двадцатых и середины тридцатых годов и древний город Ершалаим начала нашей эры, — писал литературовед и писатель Леонид Ржевский. — Москва. Город, где и откуда осуществлялась диктатура – контроль над творчеством, полицейский сыск, террор; город трудного быта: многосемейные квартиры, нужда, нехватка во всем.
Сюжетное вторжение в этот быт бесов Воланда – прием, прежде всего, освещения безотрадной действительности, и недаром цензоровы ножницы поработали здесь усердней всего» .
Когда повествование переходит от одного плана к другому, то меняются и его тональность, и стиль, и особенности речи персонажей. Остается философская глубина, многозначность диалогов, постоянные — явные или неявные — обращения к читателю.

Литературовед А.Вулис заметил, что роман отличается «внятным сюжетом, который исчерпывается одной фразой: «Двум литераторам, обсуждающим историю Иисуса, таинственный незнакомец, якобы видевший ее воочию, показывает, «как это было», сопровождая свой сеанс черной магии пророчествами, которые тут же осуществляются» . Действительно ли сюжет «Мастера и Маргариты» «исчерпывается» одной фразой?

Система персонажей.


Казалось бы, Мастер — самый блеклый и невыразительный герой произведения. Однако читатель чувствует несомненную авторскую симпатию к нему. Секрет, видимо, кроется в человеческой искренности Мастера, в его удивительном даре.
Друживший с Булгаковым В.Виленкин вспоминал об одном разговоре с писателем, когда тот «имел право считать себя несправедливо отвергнутым, многими преданным.
— Скажите, какой человеческий порок, по-вашему, самый главный? — спросил он меня однажды совершенно неожиданно. Я стал в тупик и сказал, что не знаю, не думал об этом.
Я стал в тупик и сказал, что не знаю, не думал об этом.
— А я знаю. Трусость — вот главный порок, потому что от него идут все остальные»
Многими был предан и Мастер, однако он не проявил трусости. Быть может, тем он и близок автору. Ведь и самому Булгакову не раз приходилось проявлять твердость и бороться за судьбу своих произведений. У него даже появилось горестное хобби: коллекционировать отрицательные отзывы на свои произведения. Кроме того, Мастер — интеллигент, а Булгаков считал своим призванием «изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране».
Возлюбленная Мастера — Маргарита. Ради своей любви она бросила семью, преуспевающего и любящего мужа. Она готова посвятить Мастеру всю свою жизнь, и вместе с ним она уходит в Царство Покоя. Покой в мире Булгакова — одна из высших ценностей: без покоя страдает Понтий Пилат, нет покоя Фриде, убившей ребенка, о покойном труде мечтает и Мастер. «Выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал судьбу себе, — писал Владимир Лакшин. — За недоступностью для Мастера райского "света" ("не заслужил"), решение его загробных дел поручено Воланду. Но сатана распоряжается адом, а там, как известно, покоя не жди. Да и заслуживает ли ада тот, кто успел пройти некоторые его круги здесь, на земле?
Так возникает понятие покоя — прибежища для усталой, безмерно измученной души. То пушкинское желание "покоя и воли", которые, не обнаружив здесь, герой ищет там, за чертою жизни» .
Испугавшись наивной философии Га-Ноцри, отправляет его на смерть могущественный прокуратор Понтий Пилат.
Воланд — наиболее сложный персонаж. Он — представитель «темных сил», сил Зла, однако к нему применим и эпиграф романа: ведь он справедливо наказывает людей за проявления их пороков. В нем есть обаяние, ему подвластны чудеса, и этим он притягателен для читателя.
Некоторые же литературоведы считают, что главный герой — это написанный Мастером роман: ведь именно из-за него и происходят основные события.

Проблема финала.

До сих пор литературоведы спорят о финале романа «Мастер и Маргарита». Возможно, продлись жизнь Булгакова дольше, он успел бы прояснить концовку своего произведения. С другой стороны, загадочность финала дает нам возможность вновь и вновь размышлять над романом. Мастер и Маргарита умирают. Значит ли это, что они потерпели поражение в борьбе со Злом? Что означает преображение Ивана Бездомного? Как сложится судьба Левия Матвея? Эти и многие другие вопросы — повод для читательских размышлений.
 

Copyright ©Boris Lanin All rights reserved. Права на учебные материалы принадлежат Борису Ланину. Хрестоматийные материалы размещены для примера, если Вы заметили в них нарушение авторских прав, оставьте сообщение в гостевой книге.