"Обыкновенная история", смысл названия, авторская позиция
В романе две взаимосвязанных идеи: критика мечтательности, романтики, оторванной от живой жизни (в этом отношении Адуев-старший противопоставлен племяннику), и изображение того характерного для 40-х гг. ХIХ в. (и не только для этой эпохи), обычного для псевдоромантика пути: от высоких мечтаний к приземленной и даже пошлой действительности.
Сам Гончаров писал: "Адуев кончил, как большая часть тогда: послушался практической мудрости дяди, принялся работать в службе, писал в журналах (но уже не стихами и, пережив эпоху юношеских волнений, достиг положительных благ, как большинство, занял в службе прочное положение и выгодно женился, словом, обделал свои дела. В это и заключается "Обыкновенная история".
Чтобы выяснить авторскую позицию в романе, нужно проследить путь Адуева-младшего, сравнить юного героя с дядей, а затем обратить внимание на то, что и Адуев-старший для Гончарова не идеал: он черств, бездушен. Судьей героев в романе выступает Лизавета Александровна, жена Адуева-старшего. Именно она говорит о муже, что у него "только деньги на уме". Именно ее судьба отчетливо выявляет эгоизм и "сердечную недостаточность" мужа.
Отношение писателя к героям выражено и в тоне повествования, способах обрисовки характеров, в иронических портретных зарисовках (юмор). Ср. например, портрет Адуева-младшего в начале романа (ч.1, гл.1) и в эпилоге.