Драма "Гроза". Смысл названия, конфликт, основные образы
Начать ответ лучше всего с общей характеристики драмы "Гроза". Здесь поможет Добролюбов. По его мнению, "мерою достоинства писателя или отдельного произведения мы принимаем то, насколько служат они выражением естественных стремлений известного времени и народа". Именно таким произведением стала драма "Гроза". В ней до крайности доведены противоречия "темного царства", "самодурной силы", с одной стороны, и естественных стремлений к полнокровной человеческой жизни - с другой. Своеобразие этих противоречий в том, что они изображаются не в общественно-политической, а в сфере семейно-бытовой сфере, и носителем стремления к человеческой свободе является отнюдь не общественный деятель, а простая, малообразованная женщина из купеческой среды. Она живет скорее не умом, а сердцем, но в ней слитный основы народной нравственности, народно-поэтическое начало.
Обратим внимание на силу художественного изображения жизни в "Грозе". " Вы не были еще на представлении, - писал Ан. Григорьев И. С.Тургеневу, - но вы знаете этот великолепный по своей смелой поэзии момент - эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, "забавнейший, тайными речами, всю полную отчаяния страсти веселой и разгульной и не меньшего отчаяния страсти глубокой и трагически-роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут".
Страсть глубокая и трагически-роковая, - это о Катерине. Охарактеризовать "темное царство" всех этих Кабаних, Диких (Здесь поможет монолог Кулигина "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе... ") не составит труда. Далее следует выяснить роль вто¬ростепенных действующих лиц (об этом Добролюбов сказал: "В "Грозе" особенно видна необходимость "ненужных" лиц: без них мы не можем понять лица героини и легко можем исказить смысл всей пьесы"): Тихона, Бориса, Варвары, Кудряша, Кулигина.
Наконец, говорим о главной героине пьесы - Катерине (полная характеристика ее предполагается в ответе на 12-й вопрос). Отметим ее исключительно серьезное отношение к жизни, жажду любви и свободы, поэтичность, исключительную совестливость. Религиозность героини отличается от религиозности Кабанихи и Дикого: в ней слитно народно-поэтическое начало, она тесно связана с принципами высокой нравственности. Нарушив народные традиции и установления религиозной морали (изменив мужу), Катерина не может простить себе "греха", совесть ее не мирится с ложью, по сути - с изменой себе, своим нравственным принципам. В душе ее разыгрывается гроза, жертвой которой она и становится. Но гроза проносится и над Калиновым: сцена принародного покаяния Катерины - это гром среди ясного неба в жизни обывателей. Видимо, устои этой жизни не столь прочны, как кажется. Катерина гибнет, по видимости побеждает "темное царство", но на самом деле это не полная победа; оказыва¬ется, есть люди, идущие против канонов, и жить по-прежнему дальше вряд ли удастся.