Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)
Булгаков родился в Киеве в семье преподавателя духовной академии, получил хорошее домашнее воспитание: владел французским, немецким, английским, греческим и латинским языками, позже выучил испанский и итальянский. В 1916 году с отличием закончил медицинский факультет Киевского университета.
Печататься Булгаков начал в 1919 году. В 20-е годы появились его первые заметные произведения «Дьяволиада» (1924), «Роковые яйца» (1925), известный роман «Белая гвардия» (1925), годом позже переработанный в пьесу «Дни Турбиных» (1926). Театр постоянно манил Булгакова. Он не только работал одно время помощником режиссера, но и создал целый ряд замечательных пьес: «Зойкина квартира» (1926), «Бег» (1928), «Багровый остров» (1928), «Кабала святош» (1929), «Иван Васильевич» (1935). Некоторые из этих пьес стали основой для будущих фильмов. Последней пьесой Булгакова стала пьеса о молодом Сталине «Батум» (1939), которую лично Сталин запретил ставить в театре.
Его творчество развивалось в переломную историческую эпоху, когда времена и нравы менялись невероятно быстро. Булгаков понимал литературное творчество как высшее предназначение. Он принял на себя высокую миссию сохранения русской культуры. Служение русской культуре проявлялось во всем: в проблематике произведений, в литературных вкусах, в манере говорить и одеваться, в благородстве поведения, в отстаивании человеческих убеждений. «Он любил поучать — в нем было заложено нечто менторское, — вспоминал о нем Катаев. — Создавалось такое впечатление, что лишь одному ему открыты высшие истины не только искусства, но и вообще человеческой жизни. Он принадлежал к тому довольно распространенному типу людей никогда и ни в чем не сомневающихся, которые живут по незыблемым, раз навсегда установленным правилам. Его моральный кодекс как бы безоговорочно включал в себя все заповеди Ветхого и Нового заветов» .
Булгаков был врачом по образованию, однако проработал он не так уж и много времени. С детства его влекла литература. Работать врачом — значит помогать людям и узнавать их. Врачебная практика Чехова сделала известной школу врача Захарьина. Согласно его наставлениям лечить следовало не болезнь, а больного. Личность пациента, его жизненные силы, какие-то тайные силы, способные неожиданно возродить больного, взбодрить его, когда болезнь, казалось бы, уже окончательно одержала верх, — все это занимало Булгакова больше всего остального. Ведь с этим и была связана загадка человеческой души — самой непостижимой субстанции на свете. Именно душа, его непостижимость и загадочность, тайные механизмы личности и скрытые пружины истории — вот что интересовало писателя прежде всего.
В двух произведениях, которые изучаются в школе, он и пытается найти ответ на главный вопрос: как человек становится Человеком, как ему сохранить свое человеческое достоинство?
Повесть ни разу не публиковалась при жизни писателя. Впервые была напечатана в 1968 г. в Англии и Германии...
Булгаков начал работу над ним зимой 1928-1929 годов. Первоначальные варианты названия были "Черный маг" или...
Писатель применяет сложную «рамочную» композицию. Такой композиционный прием позволяет ему «обрамить» одну сюжетную линию...